стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
14

Русская Антарктида: как живут полярники на станции «Беллинсгаузен»

Антарктида — самый холодный и непригодный для жизни континент на нашей планете, постоянно там проживают лишь пингвины и тюлени. На континенте запрещена добыча полезных ископаемых, заморожены все территориальные притязания, а ученые ведут важнейшие климатические и космические исследования. О том, как живут полярники с российской станции «Беллинсгаузен» читайте в репортаже корреспондента ТАСС Марии Дорохиной, которая посетила берега Антарктиды в составе экспедиции предпринимателей из «Клуба лидеров».

Остров Кинг-Джордж охраняет вход в Антарктиду и первым встречает нас после двухдневного прохождения на судне ледового класса через пролив Дрейка. Этот пролив отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов. Качка прекратилась, морская болезнь отступила, впереди — долгожданная высадка на землю. Причем встречи с нетерпением ждали не только участники экспедиции, но и полярники, поскольку наше судно прибыло первым в эти края после длинной антарктической зимы.

Российские полярники живут на острове не одни, а в окружении соседей с других станций — Китай, Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Перу, Южная Корея и Польша. Причем разные языки, политика и предрассудки не влияют на отношения: здесь все стараются дружить и помогать друг другу, иначе на краю света не выживешь.

«Когда мы ходим в гости, то говорим: я поехал в Китай, я пошел в Уругвай, сейчас сгоняю в Корею. Помогаем друг другу в бытовых вопросах, чинить поломки или с едой, если кому-то внезапно завезли свежих фруктов, — говорит начальник станции „Беллинсгаузен“ Сергей Никитин. — Но, конечно, мы здесь не просто дружим, а представляем свою страну».

С борта судна российская станция показалась большой — скопление убегающих вверх от воды домов-вагончиков, похожих на строительные бытовки, ангары, цистерны с топливом, антенны. Однако на берегу выяснилось, что на долю «Беллинсгаузена» приходится лишь треть из всего увиденного. Остальное — это чилийская станция «Фрей», которая вплотную прилегает к нашей и похожа на село с населением около 100 человек.

Чилийцы живут на станции семьями, поэтому здесь есть детский сад и школа, большой спортивный зал, почта. Также на станции работает взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров. Она обслуживает все станции на острове, а также служит перевалочной базой для туристов, которые предпочитают добираться до Антарктиды по воздуху, а не морем.

Наша станция на этом фоне выглядит скромнее, но все необходимое для жизни имеется — столовая, больница (на консультацию к нашему врачу приходят даже полярники с иностранных станций), библиотека, баня, помещения для общих чаепитий, церковь. На станции также есть интернет, но его едва хватает для просмотра почты — сериал или фильм не скачаешь. Поэтому наши полярники покупают чилийские сим-карты с мобильным интернетом.

Живут на станции одни мужчины, а так и не скажешь — в домиках очень чисто и уютно. Внутри жилые помещения напомнили мне бабушкину дачу: обшитые вагонкой стены, немного потрепанные кресла словно из 80-х, обилие фотографий и книг, на столе — пряники и конфеты, чай. Удивительно, как можно улететь на край света, преодолеть 15 тыс. километров и оказаться дома, в России.

«Антарктида — это зеркало, все, что у нас дома, то и здесь, — соглашается со мной начальник станции Сергей Никитин. — Понимаете, здесь нотка патриотическая, она выше, чем дома».

В этом году зимовать на станции осталось 14 человек — ученые, механики, врач, радист, повар, системный администратор и двое священников, которые выполняют бытовые работы наравне со всеми. В ноябре, когда в Антарктике началось лето, на станцию приехали двое немецких орнитологов — наблюдать за пингвинами на соседнем острове. Всего зимовочный состав пяти российских станций в Антарктиде в этом году составил порядка 90 человек.

Некоторые в шутку называют остров Кинг-Джордж курортом для полярников. Мол, и морозов 80-градусных здесь не бывает, и до соседних дружественных станций рукой подать. А еще летом на побережье частично сходит снег, обнажая робкую зелень — мхи и лишайники. Но когда говоришь об этом полярникам, они хмурятся.

«Какой такой курорт? Я понимаю на „Прогрессе“ (материковая антарктическая станция РФ — прим. ТАСС) в это время светит сумасшедшее солнце, ходишь в очках, загораешь. А у нас такой туманище, сырость», — говорит механик Герман.

Действительно, если основная часть Антарктиды — это ледяная пустыня с сухим воздухом и редкими осадками, то здесь все наоборот. Из-за большой влажности и ветра местные минус 20 зимой ощущаются как все 40, часто идет снег и небо серое.

Но главная беда — это сильная коррозия из-за соли и сырости. Здесь очень быстро приходит в негодность все металлическое — лестницы, сваи домов, ангары, емкости для хранения топлива, техника. А замена или материалы для лечения проржавевших предметов приходят не так оперативно, как хотелось бы. Да и в целом техническое оснащение станции отстает от конкурентов.

«У соседей даже в бытовом плане все более технологичное. Вон, пошли пацаны в гостях у корейцев в уборную и не знали, на какие кнопки нажимать — их там 40!», — смеется один из полярников, а глаза при этом грустные.

Россия в последнее время оптимизирует объем научных исследований в Антарктиде, сетуют ученые. Выделяемого финансирования по сути хватает лишь на поддержание станций в рабочем состоянии. А ведь на станциях проводятся важные исследования, возможные лишь в уникальных условиях Антарктиды. Например, на «Беллинсгаузене» круглый год ведутся метеорологические, геофизические и океанографические наблюдения, изучаются аспекты возможного глобального потепления. Кроме того, станция осуществляет прием спутниковой информации для Роскосмоса.

Прибытие большого судна к берегам Антарктиды — это всегда огромное событие для полярников, которые истосковались по новым лицам. Но главное — это возможность пополнить запасы продовольствия, которое завозится на станцию раз в год.

«Первое, что мы попросили — это свежие овощи. Не потому, что мы бедные какие-то. У меня овощи восьмой месяц лежат на складе. Попробуйте из такой капусты сварить суп, например», — разводит руками начальник станции Никитин.

Предприниматели из «Клуба лидеров» приехали в Антарктиду с проектами по улучшению условий на станции. Среди основных — создание российского вездехода на гусеничном ходу на замену западным машинам, прибор для восполнение дефицита солнечного света в условиях полярной ночи, генераторы альтернативной энергии.

От некоторых идей после осмотра станции пришлось отказаться. Так, один из предпринимателей предлагал собрать частные средства и приобрести полярникам самолет для доставки грузов. Однако выяснилось, что самолет на станции не нужен, поскольку нет ресурсов для его обслуживания, а вот мелкая техника — квадроциклы и вездеходы — очень нужна.

В целом полярники неохотно говорят о своих проблемах. Но в личных беседах, а не на общих встречах, они признаются, что в первую очередь на станции необходимо менять ангары. «Они стоят с советских времен, уже прогнили», — сказал один из сотрудников станции. Также «Беллинсгаузену» нужны новые морозильные камеры — в старых не поддерживается необходимая температура, в результате замороженные продукты оттаивают, портятся и их приходится выбрасывать. Например, однажды пришлось выкинуть 30 кг печенки.

По итогам бесед с полярниками предприниматели пообещали помочь им с решением озвученных бытовых проблем.

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.


  • 0
    Нет аватара Инженер2015
    28.12.1615:33:12

    Репортаж интересный.

    .

    Только одно не понял:

    Почему на западе стараются избавлятся от русско звучащих названий

    а россияни как всегда наивно присваивают немецкие имена своим достижениям.

    .

    Нельзя было назвать эту станцию именем одного из российских покорителей Антарктиды?

    Ведь были же такие люди и они этого тоже заслуживают…

    • 11
      Нет аватара isya
      28.12.1615:48:23

      Нельзя было назвать эту станцию именем одного из российских покорителей Антарктиды?

      Это Вы про Беллинсгаузена Фаддея Фаддеевича? Первооткрывателя Антарктиды, начальника антарктической экспедиции? Российского подданого?

      Отредактировано: isya~17:49 28.12.16
  • 10
    Evgeny Yakushev
    28.12.1615:41:57

    Да вы издеваетесь…

    «Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен (при рождении Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен (нем. Fabian Gottlieb Thaddeus von Bellingshausen); 9 (20) сентября 1778, остров Эзель[1] — 13 (25) января 1852, Кронштадт) — русский мореплаватель, адмирал (1843), первооткрыватель Антарктиды

  • 4
    Олег Бахарев Олег Бахарев
    28.12.1618:16:14

    Лучшее решение проблем полярников — построить стандартную полярную военную базу типа Арктический Трилистник.

    • Комментарий удален
      • 0
        Evgeny Yakushev
        30.12.1608:53:27

        До Чили там рукой подать. И кораблем подать, и самолетом.

  • 0
    Александр Тимченко
    28.12.1619:55:59

    Да не думал, что в Австрии такое образование!    

  • 2
    Login_off Login_off
    29.12.1617:00:50

    Привет!

    Год назад зимовал там    

    Login_off

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,