стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
79

На что способен младший брат «Калибра»

Боевое применение этой противотанковой ракеты можно было наблюдать на видеозаписи, представленной не так давно российским Минобороны, из Сирии. На нем было отчетливо видно, как с борта ударного вертолета Ми-28Н поражается бронеобъект боевиков и бетонный бункер — удары ракет не оставили никаких шансов уцелеть противнику.

Тип ракеты не озвучивался, но специалисты сразу распознали в этом «гром-оружии» сверхзвуковую ракету «Вихрь-1» — одну из самых удачных и эффективных разработок противотанковых ракет отечественной «оборонки». Ее производство налажено в концерне «Калашников», который способен производить не только самый популярный в мире автомат АК.

Еще в 2013 году Минобороны России объявило победителя в конкурсе на производство управляемых противоракетных ракет «Вихрь-1». Контракт общей стоимостью в 13 миллиардов рублей получило научно-производственное объединение «Ижмаш» (ныне Концерн «Калашников»), входящий в состав государственной корпорации «Ростехнологии». Возникшие поначалу проблемы с производством ракет были успешно решены, и армия получила заказанный продукт.

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться еще в 1980 году как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся в 1986 году. Развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1», принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10 километров.

Он включает в себя сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием, многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания, различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок.

Отличительной особенностью применения модернизированной ракеты «Вихрь-1» является большая дальность стрельбы в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, которая обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника. Высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.

Вероятность точного попадания в малоразмерную цель обеспечивается за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой. Присутствует полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех на поле современного боя. Как показали испытания, наибольшая эффективность применения ракеты — по танкам, БМП и БТР противника.

«В этом высокоточном авиационном боеприпасе конструкторы крупнейшего российского производителя высокоточного оружия реализовали принцип „выстрелил и забыл“», — говорит военный обозреватель Александр Хохлов. — Оператору или летчику достаточно захватить цель, нажать кнопку пуска, а дальше он может не сопровождать ни цель, ни полет ракеты. «Вихрь-1» самостоятельно удерживает и поражает указанный человеком объект, все происходит в полностью автоматическом режиме.

Эти ракеты используются для уничтожения различных целей. У «Вихря-1» сверхзвуковая скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям, например танкам и бронетранспортерам, или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям — вертолетам или легким самолетам. Ракета фактически управляется информационным лазерным полем. Лазер не облучает цель, а в узком луче формирует информационный поток, чтобы «Вихрь-1″ точно „знал“, куда лететь и что необходимо уничтожить».

«Учитывая то, что ракета имеет сверхзвуковую скорость, она может применяться не только по подвижным наземным целям или надводным, но и по некоторым малоскоростным воздушным целям, например, вертолетам или легким самолетам, — оценивает ракету „Вихрь-1“ военный эксперт Виктор Мураховский. — Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь. При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции».

«Вихрь-1» в своем классе сопоставим со ставшей уже легендарной российской ракетой «Калибр». Правда, «Вихрь» бьет на меньших дистанциях, но ее скорость просто убийственна — 610 метров в секунду. Соответственно, чтобы достигнуть цели на расстоянии в 4 километра, ей необходимо всего 9 секунд. Для сравнения — самая мощная американская противотанковая ракета Hellfire летит с дозвуковой скоростью и покрывает это расстояние на 15 секунд.

Автор: Виктор Сокирко

Фото: Минобороны России/Olga Sokolova/Viktor Chernov/Roman Denisov/Russian Look/Globallookpress/Андрей Зинчук/Антон Денисов/РИА Новости

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

  • 9
    Нет аватара Mexa
    01.05.1620:12:25

    «Эта ракета фактически управляется информационным лазерным полем. То есть лазер не облучает цель, он просто в достаточно узком луче формирует информационный поток для ракеты, чтобы она знала, куда лететь."

    Даная фраза два раза в тексте повторяется. Там по сути вообще два абзаца дублируют друг дружку.

    а так новости конечно «+"     хорошие ракеты, пусть весь мир видит.

  • 11
    Alex Frost Alex Frost
    01.05.1620:39:13

    такие восторженные ура-статьи хороши для школьников, чтобы детей с малых лет заинтересовать оружием, но для взрослых людей? Сравнением ПТУР с «Калибром» это вообще сильно! Публикации минус… Кстати вспомнил где я читал такого рода статьи — в журнале «юный техник»

    Отредактировано: Alex Frost~22:43 01.05.16
    • 7
      Нет аватара k_v
      01.05.1622:16:32

      в журнале юный техник такую шляпу бы не пропустили. из каких глубин звезда таких экспертов вытаскивает не понятно. никаким выстрелил и забыл тут не пахнет. комплексу 30 лет

      • 4
        Нет аватара Ghon111
        02.05.1608:19:56

        Нет, принцип «выстрелил и забыл» соблюдается, но с ограничением: это относится только к экипажу вертолета, а сам вертолет такой «роскоши» себе позволить не может, должен оставаться эти девять секунд в поле видимости цели и ракеты. Тоже неплохо, как я понимаю, можно с разницей, допусти, в две секунды обстрелять 12 целей (полный боезапас), при этом ограниченно маневрируя. Если это сделать ночью, то есть большой шанс поразить все цели. Данный комплекс — большой шаг к полной реализации принципа «выстрелил и забыл».

        Отредактировано: Ghon111~10:21 02.05.16
      • 9
        Нет аватара gritsevsky
        02.05.1609:08:49

        никаким выстрелил и забыл тут не пахнет. комплексу 30 лет

        «Выстрелил и забыл» это круто. Но есть и некоторые недостатки, при каждом выстреле вместе с боевой частью улетает система наведения. Ну это как если бы у снайперской винтовки вместе с пулей улетал оптический прицел. Кроме того, разместить в малогабаритной ракете систему наведения с дальностью 10 км весьма проблематично.

        МиГ-31 видит цель на расстоянии 320 км. Чтобы в этих условиях осуществить принцип «выстрелил и забыл» на ракете должен стоять локатор с такими же размерами антенны как у самолета. Вы можете представить себе габариты и массу ракеты? Поэтому на начальном этапе такие ракеты наводятся командами с самолета и только на конечном участке происходит захват цели ракетой и можно забыть.

        Это я к тому что не надо вестись на красивые лозунги, не всегда хорошо забывать после выстрела.

        • 2
          Нет аватара k_v
          02.05.1610:18:32

          будь у нас хоть один птур обеспечивающий «выстрелил и забыл» можно было и говорить что вот мы такие умные — технической реализации добились, определенную концентрацию в войсках обеспечили, скажем процентов десять, поэтому теперь можем себе позволить выбирать — то ли поражать легкие цели последовательно ракетами с лазерным управлением, то ли запустить залпом половину боекомплекта по опасной цели и смотаться. но сейчас то и выбрать не из чего — в лучшем случае только лазер, пусть и ракета сверхзвуковая

          • 1
            Нет аватара azurel
            02.05.1613:34:29

            Не все так радужно в реальности, помимо описанных выше недостатков по цене и габаритам, ПТУР с ГСН сильно подвержены помехам и могут применяться только по контрастным целям, дым пыль, сложная местность, маскировка целей оптические и радиопомехи будут приводить к срыву захвата.

            Например ракетой с радио ГСН практически невозможно будет поразить огневую точку в жилом доме, а оптическая ГСН может в полете перезахватить соседнее идентичное окно, в то время как Вихрь будет лететь туда куда его направят.

            В результате по комплексу показателей управляемые ПТУР оказываются выше.

            А там где нужно будет действовать за пределами ПВО у России есть Х-25.

            • -1
              Нет аватара k_v
              02.05.1613:53:51

              так я пишу что пусть было бы и то и другое чтобы было из чего выбирать, прогресс то не стоит на месте и если бы у нас существовала базовая модель птур с гсн, то постепенно ее привели бы к балансу между возможностями, потребностями и ценой. но вот такое отречение от целого подкласса ракет мне не понятно. с тем автосопровождением, которое имеем сейчас на ми-28, тоже не все так гладко на практике — в видео от рогозина по работе ми-28 видно и глюки АСЦ и периодический увод ракеты от центра проекции цели. так что в реальности получается — говорим авто — подразумеваем ручное

              Отредактировано: k_v~15:55 02.05.16
              • 0
                Нет аватара azurel
                02.05.1615:11:50

                Военный бюджет не резиновый, финансировать все темы лишь-бы было сей час невозможно, армии нужно дешевое массовое и эффективное оружие чтобы уничтожать бандформирования, а не фудервафли, которые сделают в количестве 5шт и будут тщательно беречь пока они не сгниют.

                У нас ни солдаты ни боевая техника пока не обеспечены тепловизорами, штук 100 Т-90 только их имеют, а редкие спецподразделения имеют тепловизионные прицелы, а вы беспокоитесь как бы нам их на ракеты ставить от которых толку пока не будет никакого.

                • 2
                  Нет аватара k_v
                  02.05.1616:14:27

                  ну в теме про танки я бы беспокоился о чем-то что касается танков, а в теме про птуры беспокоюсь о птурах, должен же о них кто-то беспокоиться. вам то сильно спокойно от того что наш новейший дошедший до госзаказа вертолетный птур разработан 30 лет назад?

              • 0
                Нет аватара gritsevsky
                02.05.1615:19:38

                так я пишу что пусть было бы и то и другое чтобы было из чего выбирать, прогресс то не стоит на месте и если бы у нас существовала базовая модель птур с гсн, то постепенно ее привели бы к балансу между возможностями, потребностями и ценой.

                Ну наверное те кто заказывали ракеты не обладают теми знаниями которыми обладаете вы и не понимают что лучше создавать не один комплекс, а два разных. Ничем другим объяснить почему так сделали я не могу.

                • 1
                  Нет аватара k_v
                  02.05.1616:43:47

                  больше скажу — второй комплекс уже даже прошел испытания — гермес называется. вот его закупка могла бы положить конец разносортице узкоспециализированных неуниверсальных птуров разных поколений, но легких путей кое-кто не ищет

                  Отредактировано: k_v~18:45 02.05.16
                  • -3
                    Нет аватара gritsevsky
                    03.05.1611:43:43

                    больше скажу — второй комплекс уже даже прошел испытания — гермес называется. вот его закупка могла бы положить конец разносортице узкоспециализированных неуниверсальных птуров разных поколений, но легких путей кое-кто не ищет

                    Ну так оплатите закупку, я уверен что вам будут благодарны и военные и производитель. И это будет хорошее дело в отличие от ваших заявлений что вы умнее всех военных заказчиков.

                    • 2
                      Нет аватара k_v
                      03.05.1612:42:57

                      это вы сейчас о тех умнейших военных,которые в недавнем прошлом одновременно эксплуатировали в войсках 3 модели танков, сейчас имеют 2 модели ударных вертолетов и 2 модели бмп и бронетранспортеров. пару-тройку модификаций истребителей. это те умнейшие военные, которые установили на су-24 тот черный ящик, рассыпавшийся в труху? умнейшие по ходу люди, чо. и кстати напомню что в тех деньгах, которыми оплачивается закупка есть капелька добавочной стоимости которую создал я своим трудом, а раз так то я в праве выражать свое видение по этому вопросу, так что эта подача мимо

                      Отредактировано: k_v~14:44 03.05.16
                      • -1
                        Нет аватара gritsevsky
                        03.05.1617:25:56

                        я в праве выражать свое видение по этому вопросу, так что эта подача мимо

                        Вы в праве заявить что умнее Путина, Медведева, Шойгу и всех остальных власть имущих вместе взятых. Но и цена вашим заявлениям примерно такая же как заявлениям Наполеона из восьмой палаты. Чтобы посещаемые вас видения имели хоть какую-то ценность надо читать что-то посерьезней Юного Техника. При всем моем к нему уважении.

                        • 1
                          Нет аватара k_v
                          03.05.1618:26:46

                          на уровне умнейших военных подача не прошла, и вы решили задрать планку? ну тогда ответьте — с чего вдруг я должен проникнуться безграничным доверием к власть имущим, путиным, медвединым и прочим рогозиным, расслабиться и получать удовольствие когда им захочется навесить мне на уши очередную порцию лапши про «вихрь, разрывающий танк пополам», м? или они че, отлиты в граните и причислены к лику святых при жизни? мало за ними косяков водится? иногда надо жить своим умом

                        • 1
                          Нет аватара cohort
                          04.05.1600:08:05

                          Есть суждения, а есть факты, которые говорят в пользу частого отсутствия технически обоснованных решений в ГОЗ, и присутствия другого рода мотивирующих факторов. Из-за этого армия, к примеру, получает 4 типа ударных вертолетов, ни один из которых не соответствует в полном объеме требованиям к современному ударному вертолету. Такая же ситуация с танковым парком и парком легких бронированных машин, поставки Т-72Б3 вообще выглядят как саботаж.

                          Нет ПТУР 3 поколения, нет БОПС для нового танка и таких примеры к сожалению сейчас не редки

                          • Комментарий удален
              • -2
                Нет аватара Egregore
                03.05.1604:08:26

                периодический увод ракеты от центра проекции цели.

                что за увод? сам придумал?

            • 3
              gecher gecher
              03.05.1618:34:41

              А что такого охрененного в Х-25? Ракета ещё старше «Вихря». И посвечивать лазером цель надо до подрыва. Принцип «выстрелил-забыл» с Х-25МЛ возможен только при внешнем посвете цели.

  • 7
    Нет аватара Alkov
    02.05.1604:01:29

    Какая связь с «Калибром», тоже ракета ,да?

    • 5
      Настя Вилкова Настя Вилкова
      02.05.1611:14:21

      Ну да. А китайские пороховые петарды — это прапрапрадедушки Калибра. Вот и вся Санта-Барбара.    

  • Комментарий удален
  • 0
    Нет аватара Rash
    02.05.1607:16:09

    Ещё один перл, достойный уровня школьника:

    Лазер не облучает цель, а в узком луче формирует информационный поток, чтобы «Вихрь-1″ точно „знал“, куда лететь и что необходимо уничтожить».

    Типа «чуть-чуть беременная».

    Лазер ВСЕГДА облучает цель, он для этого и предназначен.

    Отредактировано: Rash~09:22 02.05.16
    • 7
      Don Tigro Don Tigro
      02.05.1607:42:08

      Про лазерно-лучевой канал управления ПТУР слышали когда-нибудь?

    • 6
      Нет аватара Serggio
      02.05.1608:57:15

      Rash, это верно написано, и касается это не только Вихря, но и практически всех отечественных КУВ. Лазер удерживает ракету в конусе наведения, для чего у ракеты есть фотоприемник в попе.

      Т.е она не ловит отраженный от цели сигнал с помощью ГСН, как это делают КАБ или УАС, а летит в формируем лазером конусе.

      И такой принцип, к сожалению, — это кардинально «не выстрелил и забыл», потому что вертолет не только должен оставаться в зоне, где может облучать цель, но должен всегда быть на оси: цель — ракета — вертолет.

      • 0
        gecher gecher
        03.05.1618:46:06

        но должен всегда быть на оси: цель — ракета — вертолет

        Не обязательно на оси, главное цель в перекрестье держать. Конечно, манёвры под 90 невозможны.

    • 2
      Нет аватара gritsevsky
      02.05.1609:14:57

      Лазер ВСЕГДА облучает цель, он для этого и предназначен.

      Не всегда. Цель может быть захвачена оптическим прицелом, а лазер нужен для наведения ракеты на цель. В таком случае систему крайне трудно забить помехами, оптический прицел пассивен, а сигналы управления принимаются ракетой в узком направлении на вертолет.

      • 0
        Нет аватара Ghon111
        02.05.1610:32:13

        Serggio, правильно ли я понял, вместо лазерной подсветки цели с вертолета ракета наводится на цель через установленный на вертолете оптический прицел, а управляющий сигнал на ракету передается посредством лазерного луча, направленного не на цель, а на саму ракету (перемещая лазерный луч перемещаем в полете и ракету)?

        Получается, я слишком оптимистично предположил в своем вышеприведенном комментарии возможность выпуска нескольких ракет с небольшой (две-три секунды) задержкой на разные цели. Если лазер управления ракетами на вертолете один, то и обстреливать одновременно можно только одну цель.

        Отредактировано: Ghon111~12:37 02.05.16
      • -1
        Нет аватара Rash
        03.05.1607:09:03

        Лазер ВСЕГДА облучает цель, он для этого и предназначен.

        Согласен, предложение не совсем правильное.

        Лазер попутно облучает цель, даже когда он работает в режиме наведения ракеты.

        Для противодействию этому, например, есть система «Штора» на танках Т-90, где стоят фотодатчики обнаружения лазерного облучения.

        А сирийские кулибины такие скворечники с датчиками ставят на технику массово.

        Отредактировано: Rash~09:14 03.05.16
  • 0
    Нет аватара Prostor
    02.05.1607:43:05

    Новости плюс, автору минус.

  • 7
    Djoker Djoker
    02.05.1607:56:29

    «Звезда» как всегда…    

    Ми-28Н не умеет применять «Вихри».

    • 0
      АНС АНС АНС АНС
      02.05.1611:09:05

      Да, за профессионализм комментариев на «Звезде» часто становится стыдно. К «Военной приемке» это не относится.

      • Комментарий удален
    • 1
      Нет аватара sigra
      02.05.1612:48:42

      Ми-28Н не умеет применять «Вихри».

      Ага, а в Сирии МИ-28 стрелял ракетой «Атака» ни каких «вихрей» там не было и нет

      Но все же радует, что «Калашников» в тяжких муках выродил Вихрь. Не прошло и 100 лет.

      Занимались бы они лучше стрелковым оружием

      Отредактировано: sigra~14:52 02.05.16
  • 0
    Eugen Yegudin
    02.05.1608:49:04

    Статья полный фейспалм.

    Ну и в добавок, нет их еще для армии, вертушки в Сирии с древней Атакой летают.

  • 1
    Alexander Artukov
    02.05.1609:46:01

    И «противоРАКЕТНАЯ ракета» до кучи    

  • 3
    Нет аватара icyborn
    03.05.1602:12:51

    Ми-28Н

    "Вихрь-1"

    младший брат «Калибра"

    Понарожают идиотов.

  • 0
    Нет аватара Egregore
    03.05.1603:51:10

    новость то в чём?

  • 2
    Нет аватара Лехастик
    03.05.1604:05:04

    ее скорость просто убийственна — 610 метров в секунду. Соответственно, чтобы достигнуть цели на расстоянии в 4 километра, ей необходимо всего 9 секунд

    У автора проблемы с арифметикой?

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,