стань автором. присоединяйся к сообществу!
Лого Сделано у нас
22

Теперь это работает на нас. Часть 2

Часть 1 тут

СТРАТЕГИЯ ТРЕТЬЯ: «ВЗЯТЬ ЛУЧШЕЕ»

Компания NT-MDT, второй в мире производитель сканирующих зондовых микроскопов (занимает 16% мирового рынка), никого не покупала и производств за рубежом не разворачивала. Тем не менее NT-MDT — глобальная компания, которая не только продает свои исследовательские установки в 52 страны, но и использует интеллектуальные и технологические ресурсы всего мира, чтобы совершенствовать свой продукт. Для этого она создает дочерние фирмы в развитых странах с хорошей репутацией в сфере высоких технологий.

Специфика рынка научного оборудования такова, что присутствие компании на важном для нее рынке не может ограничиваться банальным офисом продаж. Обязательно должна быть интеллектуальная составляющая. «Наши потребители — в основном ученые. А ученые — люди особенные. Они не станут покупать для своих выдающихся исследований оборудование неизвестно какой фирмы. Им нужно тебя, производителя, видеть и чувствовать», — объясняет нюансы работы с научным миром Виктор Быков, учредитель и генеральный директор NT-MDT.

Присутствовать на рынке не только сейлз-менеджерами, но и интеллектом — именно с таким посылом NT-MDT в 1998 году создавала свою первую зарубежную «дочку», фирму NT-MDT Europe в Голландии. Эта дочерняя структура располагает лабораторией, оснащенной новейшими исследовательскими установками NT-MDT. «В лаборатории работают три штатных ученых. Они ведут совместные исследования с крупными университетами Голландии и демонстрируют потенциальным покупателям возможности нашего оборудования на их образцах, — Денис Андреюк, руководитель отдела маркетинга компании, рассказывает о вкладе интеллекта в продажи. — Помимо этого наша голландская дочерняя фирма с исследовательскими установками NT-MDT участвует в крупных европейских научных проектах в рамках программы Framework Program».

Вторая задача, ради которой NT-MDT создает свои представительства за рубежом, — обеспечить производственную логистику. Эта функция стала основной для NT-MDT Service & Logistic — ирландской дочерней фирмы NT-MDT, созданной в 2003 году. Ирландская «дочка» экономит материнской компании массу времени, денег и нервов. А дело здесь вот в чем.

Чтобы выпускать качественный высокотехнологичный продукт, компании-производителю необходимо интегрироваться в мировые цепочки изготовления комплектующих. «Наша задача — как можно быстрее реализовать свои идеи, а для этого мы должны использовать лучшее, что есть в мире, — убежден Виктор Быков. — Научились где-то лучше всех варить нержавеющую сталь — мы закажем им вакуумную камеру для нашей установки. Сами мы так хорошо никогда не сделаем».

Однако кооперироваться с миром, находясь в России, — означает терять время и увеличивать долговую нагрузку на бизнес. «Будешь заказывать отсюда — будет очень дорого. Потому что тебя заставят делать стопроцентную предоплату. О других вариантах даже речи нет. У нас с цивилизованными странами законодательные среды не гармонизированы, поэтому они там не понимают, как они будут из нас деньги вышибать, “если что”, — объясняет Виктор Быков. — В результате мы вынуждены брать кредиты».

Появление дочерней структуры в Ирландии сняло эти проблемы — теперь заказчиком и покупателем комплектующих выступает она. «Наша ирландская фирма работает в том же законодательном поле, что и весь цивилизованный мир. Поэтому там мы платим с отсрочкой до двух месяцев. А если наш заказ не разовый — мы можем получить скидку. При этом рабочая сила в Ирландии дешевле, чем в Москве», — перечисляет очевидные плюсы Виктор Быков.

Ирландская «дочка» обеспечивает также переправку комплектующих в Россию — организует перевозку, растаможку и прочее. И этим существенно ускоряет процесс создания и вывода на рынок новых продуктов NT-MDT. «Часто бывает так: купили, к примеру, пьезокерамику, магнито-разрядный насос или шаговый двигатель для новой установки, а он не подошел. Нужна другая модель. Если заказывать ее из России, уйдет минимум три месяца, а если через ирландский офис — три недели», — поясняет Денис Андреюк.

Помимо специалистов по логистике в ирландской «дочке» NT-MDT работают профессиональные промышленные дизайнеры — они достраивают материнской структуре компетенции, которыми наша страна никогда не была сильна. Западные дизайнеры подключаются к работе после российских конструкторов — они придают исследовательским установкам NT-MDT стильный «вылизанный» облик.

В апреле этого года у NT-MDT появился еще один зарубежный актив — собственный R&D-центр в США. Фирма NT-MDT Development (Темпе, штат Аризона) была создана под конкретного человека — Сергея Магонова, одного из лучших мировых специалистов в области сканирующей зондовой микроскопии. Магонов успел поработать в штате у всех крупных фирм — производителей СЗМ. Теперь он сотрудничает с NT-MDT. «Магонова я знаю давно, он, как и я, заканчивал Физтех. Но он уехал и прижился в Штатах. Вот мы и создали свой R&D-центр там — а какая нам разница! Пусть он работает на Россию в Америке — делает разработки для нас», — Виктор Быков подтверждает, что использовать пресловутые «утекшие мозги» для развития российского хайтека вполне реально.

Американская «дочка», на первый взгляд «чисто научная», эффективно решает и задачу продвижения продуктов. Сергей Магонов, очень известный в своей области специалист, много ездит с лекциями, выступает на конференциях и везде квалифицированно доказывает, что для работы на уровне атомов сканирующие зондовые микроскопы российского производства ничуть не хуже американских. И ему верят.

Особых проблем с «дочками» у NT-MDT сейчас нет. Их не стало после того, как компания научилась жестко контролировать управляющих своими зарубежными активами. «Директором нашего офиса в Голландии поначалу был голландец. Так он наделал долгов и хотел отнять у нас бизнес путем рейдерского захвата, — рассказывает Виктор Быков. — Был судебный процесс. Мы потеряли время, деньги, но выиграли». С тех пор всеми дочерними фирмами NT-MDT руководят российские управленцы.

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

Никто из наших героев не собирается сворачивать зарубежную экспансию. Все они планируют развивать и расширять свои активы за пределами России, за исключением разве что китайских. И все они согласны в том, что европейские активы и европейский рынок задают достаточно высокую планку — и в плане организации производства, и в плане качества, и в плане инноваций. К этой планке они намерены подтягивать российскую часть своего бизнеса.

«Мы приобрели очень серьезные активы в Европе, шагнули на 10–15 лет вперед и получили возможность быстро догнать мировых лидеров — Bosch, Hitachi, Makita, Black & Decker. Но реализовать эту возможность будет непросто, — говорит Сергей Назаров из “Интерскола”. — Можно сказать, что мы купили штангу весом 200 килограммов. Теперь нужно упорно тренироваться, чтобы ее поднять». Со временем в Испании на заводе Casals интерсколовцы оставят производство только элитных образцов техники марки Felisatti (торцовочных пил, шлифовальных и фрезерных машин), а также перфораторов. Объем выпуска на площадке Casals при этом увеличится в пять раз. Остальной профессиональный электроинструмент — лобзики, пилы и т. п. — они планируют перевести в Россию, на Ижевский механический завод.

«Интерскол» продолжит сотрудничество с итальянской инжиниринговой фирмой Caleidos — для россиян оно имеет стратегическое значение. В ходе совместных проектов наши инструментальщики натаскивают своих специалистов — обучают их тонкостям 3D-проектирования и промышленного дизайна. Так интерсколовцы рассчитывают сформировать российскую инженерную школу профессионального электроинструмента.

Что касается Китая, то наши предприниматели намерены оставить там производство только простых стандартных продуктов, не требующих совершенствований и инноваций (выпуск остального ассортимента из того, что сейчас производится в Китае, они через три-четыре года планируют наладить в России, на Ижевском механическом заводе). В первую очередь интерсколовцы собираются полностью вывести из Китая интеллектуальную составляющую бизнеса. «Мы заберем оттуда всех своих инженеров, — рассказывает Сергей Назаров. — Проектировать новый инструмент планируем в России и Италии. А китайцам станем отдавать готовые пресс-формы, которые потом будем забирать обратно».

«Полаир» предполагает наращивать оборот Snaige с нынешних 40 млн евро на 30% в год в течение трех лет и параллельно подтягивать свою российскую площадку в Волжске к европейским стандартам. «На заводе в Литве на порядок более бережливое производство. Там гораздо лучше организованы бизнес-процессы и управление производством. А производительность труда там на 60 процентов выше, чем в России, — перечисляет “позиции превосходства” Snaige Алексей Ковальчук. — Но я уверен, что стандарты можно будет сблизить».

Еще один важный в плане стратегии момент состоит в том, что рынок западных стран стимулирует инновационное развитие отечественного бизнеса. «Российский рынок не требует от нас того количества обновлений, которого требует европейский, — подчеркивает Алексей Ковальчук. — В то же время в Европе больше возможностей для инноваций — там масса компаний, которые постоянно предлагают тебе новые покрытия, новые ручки, новый состав пластика и так далее». Приобретя активы в развитых странах, наши компании, инновационные по своей сути, с готовностью включаются в это соревнование новшеств.

Компания «Интерскол» создана в 1991 году.
Выпускает бытовой и профессиональный электроинструмент. Работает на рынках России и СНГ, Западной Европы и Израиля.
Производственные активы: Быковский электроинструментальный завод (Россия), завод Hengtai (Китай), завод Interskol Power Tools Spain.
Оборот в 2011 году (прогноз) — 250 млн долларов.
Число сотрудников — около 1200 человек.


Компания NT-MDT создана в 1990 году.
Выпускает исследовательское и учебное оборудование для нанотехнологий. Работает на рынках России и СНГ, Западной, Восточной Европы, Японии, США, Израиля, и в ЮВА. Производственные активы: предприятия «Нанотехнология МДТ», «Инструменты нанотехнологий», «Нанотехнология Санкт-Петербург» (все — Россия).
Оборот в 2010 году — около 2 млрд рублей.
Число сотрудников — 334 человека.


Компания «Диэлектрические кабельные системы» основана в 1998 году.
Выпускает кабельнесущие системы и электрощитовое оборудование. Работает на рынках России, Украины, Западной и Восточной Европы, а также в Северной Африке и Латинской Америке. Производственные активы: заводской комплекс в Твери (Россия); заводы в Генуе и Новаре (Италия); производственные площадки в Венгрии и Румынии.
Оборот в 2010 году — около 4 млрд рублей.
Число сотрудников — около 1000 человек.


Компания «Полаир» создана в 2002 году.
Выпускает холодильное и технологическое оборудование для предприятий торговли и общепита. Работает на рынках России и СНГ, Западной Европы, а также на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Производственные активы: завод «Совиталпродмаш» и «Рада» (Россия), завод Snaige (Литва).
Выручка в 2011 году (прогноз) — 4,4 млрд рублей.
Число сотрудников — 2355 человек.


*Новое название предприятия — Interskol Power Tools Spain. Чтобы не усложнять текст, мы будем использовать то название завода, которое он носил до сделки с россиянами.
**Сегодня и Cepi, и Costel входят в состав компании DKC Europe. Чтобы не усложнять текст, мы будем использовать те названия заводов, которое они носили до сделки с россиянами.


Ольга Рубан

Хочешь всегда знать и никогда не пропускать лучшие новости о развитии России? У проекта «Сделано у нас» есть Телеграм-канал @sdelanounas_ru. Подпишись, и у тебя всегда будет повод для гордости за Россию.

Вступай в наши группы и добавляй нас в друзья :)


Поделись позитивом в своих соцсетях

Другие публикации по теме

Написать комментарий
Отмена
Для комментирования вам необходимо зарегистрироваться и войти на сайт,