В России разработаны и зарегистрированы первые стандарты, регулирующие основные понятия и классификацию в области воздухоплавания. Работа была проведена техническим комитетом по стандартизации «Аэростаты и дирижабли» (ТК 170) под руководством генерального директора Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики (ДКБА), входящего в состав «Росэлектроники» Госкорпорации Ростех, Михаила Калинина.
Стандарты, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС), формируют базу терминов и классификаций, применимую для всех участников рынка, включая разработчиков и производителей аэростатной техники.
В Подмосковье облетали первый в России аэростат проекта «Компакт» с массой 114 кг с объёмом оболочки 1200 кубических метров. Этот шар — личная разработка учредителя и генерального директора крупнейшего в России производителя аэростатов «Русбал» Александра Таланова. Его не нужно регистрировать и получать СЛГ, а для пилотирования проходить ВЛЭК. Летом в двухместном варианте с двумя стандартными газовыми баллонами «компакт» летит около двух часов. Если подниматься одному, то можно взять четыре баллона, которых хватит на 4-5 часов. Зимой продолжительность полёта ещё дольше, так как нужная разница температур между атмосферой и воздухом в оболочке достигается быстрее.
Как сказал Александр Таланов, генеральный директор «Русбал»: Основная задача — это расширить круг пользователей, круг эксплуатантов. Потому что, скажем, в мом возрасте уже практически невозможно получить эту медицинскую справку, комиссию по второму классу. А здесь это не требуется. Мы разработали этот аэростат таким образом, чтобы если у тебя есть большая машина, то обойтись без прицепа.
За 31 год в «Русбале» построили 360 аэростатов. С весны этого года после перехода с импортной ткани на российскую локализация производства у «Русбала» достигнет 90%. Импортировать придётся только ротанг для корзин, поскольку каламус, ротанговая пальма, растёт только в тропических регионах Юго-Восточной Азии. До начала 22 года здесь производили по 15-20 аэростатов в год, сейчас после сокращения поставок от зарубежных конкурентов ежегодно выпускают более 30, часть из них уходит на экспорт.
Знаменитый российский путешественник Федор Конюхов побил мировой
рекорд по продолжительности полета на аэростате. Воздушный шар
пролетел ву небе больше 51 часа.
Конюхов вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном
Меняйло отправились в путешествие на самом большом аэростате,
сделанном в России, с намерением установить мировой рекорд по беспосадочному полету на тепловом аэростате. Старт экспедиции был
дан около 9.00 утра вторника с аэродрома Южный в Рыбинске. Задача
путешественников была продержаться в воздухе дольше 51 часа.
Во Владимирской области подходят к концу испытания нового
аэростата двойного назначения. Он получил название «Ягуар». Это
самый крупный аэростат привязного типа в России.
Его главные задачи — вести наблюдение и обеспечивать связь.
Специально для «Ягуара» разработано новое оборудование, аналогов
которому в мире нет. Он способен висеть в воздухе целый месяц и работать на любых широтах — от экватора до Северного полюса. При
этом «Ягуар» выдержит ураганный ветер до 120 километров в час. С собой на высоту аэростат может поднять несколько тонн полезной
нагрузки.
Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК) создала
аэростатный комплекс связи, предназначенный для высокоскоростной
передачи информации, в том числе по сети Wi-Fi, на сотни
километров.
В состав комплекса входят аэростаты-ретрансляторы большого,
среднего и малого объема со специальной аппаратурой связи на борту. На них также установлена активная фазированная антенная
решетка, которая обеспечивает связь между подвижными и стационарными командными пунктами управления.
Система, разработанная концерном «Созвездие» (входит в ОПК),
находится в стадии испытаний. Она позволит организовать сети
надежной связи для военных, обеспечит защищенность каналов связи,
точечное направление сигналов, автоматическое отслеживание
принимающих устройств в пространстве даже при отсутствии сигналов
ГЛОНАСС и GPS.
Оборудование способно подниматься на высоту нескольких
километров и передавать информацию по нескольким каналам
одновременно на расстояние свыше 200 км.
Четыре привязных аэростата производства Объединенной
приборостроительной корпорации (ОПК) планируется
поставить войскам Национальной гвардии РФ (Росгвардии) в конце
2016 — начале 2017 года. Техника будет использоваться для
наблюдения за территорией и фиксации правонарушений.
Российский концерн «Вега» создал беспилотные аэростаты и дирижабли способные летать месяцами.
Как рассказал директор программ по комплексам с БЛА концерна
«Вега» Аркадий Сыроежко: «Преимущество воздухоплавания в продолжительности непрерывного решения задач и цене вопроса. Если
самолет летает несколько часов, беспилотник — один-два дня, то здесь, при освоенных предприятиями Концерна „Вега“ новом
поколении тканей оболочек и технологий их сварки, речь может идти
о месяцах активного функционирования на высоте».
Воздухоплавательный центр «Авгуръ» был основан в 1991 г. группой
энтузиастов воздухоплавателей и за 20 лет своего существования
стал ведущим российским производителем аппаратов легче воздуха и
одним из признанных мировых лидеров данной отрасли.
Директор ДКБА Виктор Голубятников рассказал о деятельности предприятия и некоторых новых разработках.
По его словам, в настоящее время основной тематикой предприятия является работа по комплексу с привязным аэростатом "Пересвет". Кроме того, предприятие работает и над другими аэростатами и дирижаблями. Подобные комплексы десятками поставляются сегодня в американскую армию, находящуюся в горячих точках. По характеристикам "Пересвет" вполне сопоставим с лучшими зарубежными военными аэростатами данного класса, а по ряду показателей превосходит их. Мобильный воздухоплавательный комплекс разрабатывался прежде всего для продолжительного (до 15 дней) нахождения на высоте до 3 км с аппаратурой наблюдения, связи, раннего предупреждения об атаке противника и эффективной поддержки военных операций.
Недавно прошла презентация привязного аэростата «Пересвет», созданного госпредприятием «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА). Аэростат в настоящее время проходит заводские испытания, часть из которых состоялась в испытательном центре Роскосмоса в подмосковном городе Пересвет.
Аэростат «Пересвет» создан в рамках проекта «Мультипликация» в интересах Минобороны. Мобильный воздухоплавательный комплекс «Пересвет» разрабатывался прежде всего для продолжительного (до 15 дней) удержания на высоте до 3 км аппаратуры наблюдения, связи, раннего предупреждения атак противника и эффективной поддержки военных операций. Подобные комплексы десятками поставляются сегодня в американскую армию, находящуюся в горячих точках. По характеристикам «Пересвет» вполне сопоставим с лучшими зарубежными военными аэростатами данного класса, а по ряду показателей превосходит их.
«Пересвет» способен выполнять и гражданские миссии. В коммерческом сегменте рынка подобные аэростаты могли бы пользоваться спросом у операторов мобильной связи, интернет-провайдеров, охранных фирм. Именно на основе таких аэростатов возможно решить проблему «последней мили» для удаленных от экономических центров районов. Однако сейчас рынок воздухоплавательной техники ни в мире, ни в России еще не сформировался, поэтому аэростатическая техника выпускается отдельными экземплярами или мелкосерийными партиями, из-за чего цена на нее высока.